Любая компания рано или поздно становится объектом различных проверок. Причем контролеров немало. Это и налоговики, и полиция, и внебюджетные фонды, и трудовая инспекция, и противопожарная служба, и кредитные организации, и многие другие. Наш сборник содержит практическую информацию о том, на каком основании, как часто и с какой периодичностью организацию могут проверить. Руководителю и главному бухгалтеру фирмы необходимо иметь четкое представление о том, какие органы вправе проводить ревизии, какие требования они предъявляют и как на них реагировать.
Знать правила проверок — чрезвычайно важно для всех, поскольку контролеры могут нагрянуть в любую организацию. В сборнике подробно разобраны как налоговые, так и другие виды проверок с учетом последних изменений.
В настоящее время применяется новая система проверок. Ее цель – снизить административную нагрузку на добросовестные компании и ИП и сосредоточить максимальный надзор в зонах наибольшего риска. Для этого разработан риск-ориентированный подход. Он применим к определенным видам надзора, в том числе в трудовой сфере.
Всего предусмотрено 6 классов опасности или категорий риска: от чрезвычайно высокого до низкого. От присвоенной компании категории зависит частота плановых проверок. Если фирма отнесена к последнему уровню риска – низкому, то в плановом порядке ее не посетят вовсе.
Отдельные виды надзора при плановых проверках используют проверочные листы. Они заполняются контролерами и прикладываются к акту ревизии.
Чек-листы полезно использовать и компаниям для самоконтроля. Ведь ответы на входящие в них вопросы покажут, выполняют ли фирмы обязательные требования, составляющие предмет проверки.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ реформировал правила государственного и муниципального контроля (надзора). Главные задачи изменений — сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям и ИП больше гарантий при взаимодействии с госорганами. На сферы контроля за кредитными организациями и банковскими группами, за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о гособоронзаказе, сферу корпоративных отношений в АО, госзакупки, а также налоговый, валютный и таможенный контроль нововведения не распространяются.
Большинство положений реформы начнут действовать с 1 июля 2021 года.
Новые нормы предусматривают онлайн-взаимодействие с проверяющими, закрепляют приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным, вводят более мягкие (по сравнению с проверками) контрольно-надзорные мероприятия и сокращают сроки проведения проверок.
В сборнике приведены свежие разъяснения контролирующих ведомств, касающиеся порядка проведения проверок, а также обширная судебная практика, которая поможет компании отстоять свои права в суде.