Аудит «первички»: типичные ошибки, их последствия. Применение ФСБУ 27/2021
Лектор: Стажкова Мария Михайловна – генеральный директор «Национальной Гильдии Бухгалтеров и Аудиторов», кандидат экономических наук, член Института внутренних аудиторов и института Международного института внутренних аудиторов, независимый консультант-эксперт в сфере бухгалтерского и налогового учета, преподаватель курсов повышения квалификации, семинаров, авторских тренингов
1. Документооборот как элемент внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни. Как закрепить в регламентах компании правила работы с «первичкой».
2. Документы для оправдания сделки: подтверждаем реальность операций и их деловую цель (ст. 54.1. НК РФ). Правила составления и подписания первичных документов в соответствии с ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.
3. Новый стандарт ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
- Дата составления первичного документа и дата факта хозяйственной жизни, оформление первички по длящимся фактам хозяйственной жизни.
- Положения учетной политики на 2024 год по документам и документообороту.
4. Соблюдение требований бухгалтерского и налогового законодательства к реквизитам первичных документов. Подписи «неустановленных и ненадлежащих лиц» и отсутствие печати на документах — как снизить риски.
5. Первичная бухгалтерская документация по отдельным бизнес-процессам (ФХЖ).
- Исправление первички с учетом требований ФСБУ 27/2021 и разъяснений Минфина и ФНС.
- Какие ошибки можно не исправлять, а какие исправить — необходимо.
- Восстановление и дооформление документов.
- Несвоевременное получение, некомплектные документы: как избежать налоговых рисков.
- Унифицированные и произвольные формы документов.
- Самостоятельное утверждение форм: реквизиты, порядок утверждения, применение.
6. Акт сверки задолженностей, первичный документ или нет, каким целям служит.
- Документы по инвентаризации активов и обязательств.
- Главный бухгалтер — может ли быть в составе инвентаризационной комиссии.
7. Первичные документы для налогового учета: бумажные и электронные (счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры). Минфин о работе с электронными счетами-фактурами, УПД и УКД.
- Ошибки в оформлении счетов-фактур, являющиеся основанием для отказа в вычете.
- Ошибки, которые не препятствуют вычетам.
- В каких случаях плательщик может не оформлять счета-фактуры, не вести журналы их учета, книги покупок и продаж.
- Требования к счетам фактурам по прослеживаемым товарам, продление моратория на проверки.
8. Хранение документации.
- Что считается подлинником документа для целей хранения.
- Есть ли возможность хранить электронные дубликаты вместо бумажных оригиналов.
- Действия при утрате документов.
9. Электронный документооборот: новые правила, требования, порядок оформления документов в электронной форме. Применение ЭЦП.
- Организация электронного документооборота («первичка», счета-фактуры).
- Электронные подписи (где взять, сколько нужно, как использовать).
- Статус распечаток из личных кабинетов различных сервисов.
- Принтскрин, как доказательство.
10. Арбитражная практика по спорам в связи с претензиями налоговых органов к первичным документам. Новое о порядке и основаниях привлечения к ответственности руководителя и бухгалтера за грубое нарушение бухгалтерского учета.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
К учету принимаем документы сентябрем или октябрем? Спасибо.
Договор с поставщиком услуг заключен 24.11.2023 с оговоркой, что вступает в силу 01.06.2023
Акт выполненных услуг за июнь 2023 выставили 24.11.23 (датой заключения договора)
Счет-фактуру к нему сделали от 30.06.2023.
-Какие риски для целей налога на прибыль и НДС при принятии такой счет-фактуры к учету?
Покупатель оформляет доверенность на получение ТМЦ на сотрудника транспортной компании по ЭДО. Возможен ли отпуск ТМЦ Поставщиком по доверенности без подписи водителя-экспедитора?
Рассылка анонсов семинаров
Подпишитесь на рассылку, получайте самые выгодные предложения первыми!
Услуга оказывается в рамках договора публичной оферты