Первичка в 2026 году: что и как будут проверять налоговые органы
Лектор: Смирнова Татьяна Степановна – к.ю.н., эксперт по налогообложению и налоговому контролю, налоговый консультант. Начальник отдела документальных проверок и ревизий Управления Экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ (УЭБ и ПК)
1. Последние изменения в законодательстве – как повлияли на оформление первичной учетной документации (главное для бухгалтерского и налогового учета).
- Новая статья УК РФ – ответственность должностных лиц компании за сбыт и подачу в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур, налоговых деклараций (расчетов).
- Кого накажут, как докажут и сколько дадут: убираем криминал из своей компании.
2. Различия в требованиях ФСБУ 27/2021 и НК РФ.
- Дата составления первичного документа и дата факта хозяйственной жизни, оформление «первички» по длящимся фактам хозяйственной жизни.
- Что делать, если дата составления документа не совпадает с датой факта хозяйственной жизни, бухгалтерский учёт и расчет налогов при позднем поступлении документов.
- Какие риски у компании, если планировали отгрузку товаров, выполнение работ в январе 2025 года, но перенесли срок исполнения на декабрь 2024 года под ставку налога на прибыль 20% вместо 25%?
- Новые требования у учету расходов прошлых лет по опоздавшей первичке прошлого года.
3. Положения учетной политики на 2026 год по документам и документообороту.
- Исправление «первички» и УПД с учетом требований ФСБУ 27/2021 и разъяснений Минфина и ФНС.
- Восстановление и дооформление документов.
- Скан-образы документов – можно ли принять к учету.
- Несвоевременное получение, некомплектные документы: как избежать рисков.
- Унифицированные и произвольные формы документов.
- Персональные данные в первичке: как использовать, в случае отзыва согласия на их обработку.
- Самостоятельное утверждение форм: реквизиты, порядок утверждения, применение.
- Как составить понятную инструкцию для сотрудников к первичным документам, счетам – фактурам и УПД.
- Доверенность в организации: требования ГК РФ и судебная практика в сложных ситуациях.
4. Электронные первичные документы и электронный документооборот: ЕТД (единый электронный транспортный документ), договор и др.
- Электронные счета-фактуры и электронные УПД: новые требования 2025г.-2026г., сложные ситуации при оформлении и регистрации.
- Новый электронный счет на оплату: как использовать.
- Электронная претензия контрагентам.
- Работа в ЭДО не по форматам ФНС.
- Новые правила общения по ЭДО с налоговиками. Какие документы налоговики запретили отправлять по ЭДО.
- Конфиденциальность электронной подписи.
- Виды электронных подписей: выбираем для внутренних и внешних документов компании.
- Соглашение с контрагентом об ЭДО: какие условия помогут сделать его безопасным.
- ЭДО с иностранными партнерами.
5. Документы для оправдания сделки – как подтвердить реальность операций: договор подряда, консультационные услуги, маркетинговые исследования, договор аренды.
- Оформление «первички» на вознаграждение за объем продаж, предоставлении скидок, при возврате товара, порчи, хищении ТМЦ.
- Что делать при потере товарной накладной или акта приема-передачи работ.
6. Новое о контроле первичной документации в 2026г.
- Истребование пояснений и первички для налогового контроля: в каких случаях можно деликатно отказать в предоставлении документов; как безопасно ответить и не давать то, что вы представлять не обязаны.
- Арбитражная практика по спорам в связи с претензиями налоговых органов к первичным документам.
- Ошибки в документах или формальный документооборот, которые ведут к доначислениям – как исправить.
- В каких случаях первичные документы могут стать основанием для возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц организации за неуплату налогов.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Услуга оказывается в рамках договора публичной оферты
Проверьте качество трансляции: Тестовая трансляция
Рассылка анонсов семинаров
Подпишитесь на рассылку, получайте самые выгодные предложения первыми!